Сравнение дорожных и полусликовых спортивных шин в условиях реального соревнования

В части первой данной статьи мы рассказывали о том, что спортивная шина бывает предназначенной для повседневного использования и профессиональных соревнований (слик). Есть и золотая серединка (полуслик), которую можно применять как для любительских гонок, так и для постоянной езды в летнее время. Чем отличаются эти спортивные шины от обычных сверхпроизводительных (UHP), и в каких ситуациях они более эффективны, будем разбираться, опираясь на результаты реального соревнования.


Спортивный автомобиль Volkswagen Golf GTI обут в низкопрофильные покрышки 235/35 R19

Что значит высокопроизводительная шина

Спортивную шину для повседневного использования производители именуют производительной с приставками «высоко-», «сверхвысоко-» и «ультрасверхвысоко-», добавляя к их маркировкам соответствующие английской транскрипции аббревиатуры HP, UHP и UUHP.

За счёт чего обеспечивается производительность авторезины

Повышения производительности шины на заводах добиваются усовершенствованием конструкции каркаса, усилением боковин, повышением жёсткости резиновой смеси. Имеет значение и рисунок протектора: у шин с высокой производительностью блоки более крупные, с меньшим количеством водоотводных канавок и практически полным отсутствием ламелей. Такая покрышка при движении испытывает минимум деформаций, и теряет меньше энергии от контакта с дорогой.

Для спортивных шин важно снижение веса, поэтому все они имеют текстильный корд, наносимый в виде экрана поверх стального пояса. Направление нитей экрана, укрепляющего шину и обеспечивающего ей наилучшую маневренность, всегда параллельно оси протектора. Так уменьшается сопротивление качению, и как следствие, экономится расход топлива.

Для усиления каркаса используются дополнительные прочные ремни, и в целом высокопроизводительные шины имеют более жёсткий протектор, чем обычные дорожные модели. Из-за добавленных слоёв они могут несколько утяжеляться, зато безопасность движения повышается, а уровень потребления топлива снижается. То есть, высокая производительность демонстрируется не только на высоких скоростях, но и на обычных.


Элементы шины, обеспечивающие повышение производительности

В целом, термин «производительность» включает в себя три основных эксплуатационных нюанса: мокрая дорога, сухая дорога и воздействие на окружающую среду. Сто процентов производительности делится между этими категориями, и соотношение у шин разного уровня неодинаковое.

Если у UHP оно составляет 40%: 50%: 10% соответственно, то у UUHP расклад несколько меняется – мокрая дорога 30%, а сухая 60% (то есть, на сухой дороге эти шины чувствуют себя лучше).

А вот полусликовые шины, которые отличаются визуально почти полным отсутствием протекторного рисунка, до 90% зависят от состояния дороги, и обеспечивают на мокром покрытии всего 10% эффективности. На окружающую среду гоночные покрышки не воздействуют совсем, так как для постоянной езды практически не используются.

Как работают полусликовые шины разной производительности в одинаковых условиях — тестирование

Чтобы выявить, какие спортивные шины можно считать лучшими, ведь рынок постоянно пополняется свежими моделями, немецкие автомобильные издания регулярно проводят соревнования. Последним на момент написания статьи был тест шин в размере 235/35 ZR19, проведённый в апреле 2022 года журналом Sport Auto. Носителем моделей шин, участвовавших в соревновании, стал автомобиль Hyundai i30 N.


Hyundai i30 N – носитель шин 235/35 ZR19

Всего для испытаний было отобрано 10 моделей, трёх указанных категорий:

  1. UHP — Continental SportContact 7; Pirelli P Zero (PZ4); Falken Azenis FK510 и Michelin Pilot Sport 4.
  2. UUHP — Goodyear Eagle F1 SuperSport; Hankook Ventus S1 evo Z и Bridgestone Potenza Sport.
  3. Полуслики — Michelin Pilot Sport Cup 2 (Connect); Nankang AR-1 и Pirelli P Zero Trofeo R (NO).

Разница в протекторах UHP и полуслика

Расклад сил на сухой дороге

Первыми и основными дисциплинами стали торможение со скорости 100 км/ч, и управляемость на сухой дороге, оцениваемая средней скоростью прохождения трассы длиной 2,77 км. Самый короткий тормозной путь оказался у немецкой модели Continental SportContact 7, и с минимальным разрывом в 0,2 м – у китайской трековой шины Nankang AR-1.

Две другие полусликовые шины (Michelin Pilot Sport Cup 2 и Pirelli P Zero Trofeo R) оказались в хвосте таблицы, показав худшие результаты, остальные участники стали середняками.

Такой расклад довольно странен, учитывая, что трековая шина более высокую производительность должна показывать именно на сухой дороге. В испытании на управляемость так и получилось, и все три полусликовых модели заняли весь «пьедестал почёта».

Худший результат показал турецкий Falken Azenis FK510 и предпоследний Michelin Pilot Sport 4 — оба из категории UHP. Но дело-то вовсе не в категории, а в самой шине, ведь Continental SportContact 7, тоже относящийся к UHP, показал на сухой трассе результат не намного хуже, чем трековые шины.


Таблица результатов на сухой дороге

Лидеры и аутсайдеры мокрых дисциплин

На мокром покрытии тоже проводилось два соревнования: оценивалась длина тормозного пути при экстренной остановке со скорости 80 км/ч, и управляемость при прохождении трассы длиной 2,3 км. В торможении лучшим снова стал Континенталь, длина его тормозного пути оказалась на 2,5 м меньше, чем у Мишлен Пилот Спорт 4, занявшего второе место.

Обратите внимание: Худшими, как и предполагалось, стали все трековые модели — причём разница между первым и последним результатом составила аж 13,6 м! Нужно сто раз подумать, прежде чем вообще ездить на полусликовых шинах в дождь.

Трековые шины так же заняли три последних места в тесте на управляемость, пройдя трассу со средней скоростью 70 км/ч. Ставший лидером Bridgestone Potenza Sport из категории UUHP, смог развивать на мокрой дороге скорость 90 км/ч. Все остальные высокопроизводительные шины показали хоть и меньшие, но близкие к победителю результаты.


Результаты тестов на мокрой дороге

На мокром асфальтовом круге длиной 85 м измерялось и максимальное боковое ускорение в м/с, с помощь которого оценивается боковая устойчивость шины. Здесь тоже лучшими оказались высокопроизводительные шины, а худшими полусликовые, причём порядок расстановки на 8-м, 9-м и 10-м месте везде оказался одинаковым: Мишлен, Пирелли, Нанканг.

Заключение

Показать себя во всей красе полусликовые шины смогли лишь на сухом треке, где отменными были тяга, торможение, точность управления в широком диапазоне и уверенность в прохождении поворотов. Хотя шумность показывали запредельную, и сопротивлялись качению сильнее за исключением Michelin Pilot Sport Cup 2. Тайваньский Nankang, так вообще вёл себя как полноценная гоночная шина слик, удерживаясь в поворотах с большим углом даже лучше премиального Michelin Sport Cup 2.

В целом по итогам всех дисциплин откровенно плохих результатов не показал никто из участников. Вот какие им были даны оценки устроителями теста:

Оценка Марка шины Категория производительности
Превосходно Continental SportContact 7 UHP
Очень хорошо Michelin Pilot Sport 4 UHP
Bridgestone Potenza Sport UUHP
Nankang AR-1 полуслик
Pirelli P Zero Trofeo R (NO) полуслик
Michelin Pilot Sport Cup 2 (Connect) полуслик
Хорошо Pirelli P Zero (PZ4) UHP
Falken Azenis FK510 UHP
Goodyear Eagle F1 SuperSport UUHP
Hankook Ventus S1 evo Z UUHP

Учитывая, что итоговые результаты шин не слишком разнятся, делать выбор вполне можно, опираясь на стоимость. Самые дорогие трековые шины — особенно Michelin Pilot Sport Cup 2. А так как результаты у него не самые лучшие, то покупку такой шины выгодной точно не назовёшь.

Самой бюджетной моделью оказался турецкий Falken Azenis FK510 – во всяком случае, он дешевле других шин, тоже сработавших на оценку «хорошо», примерно на 30%. Как те же «хорошисты» (Goodyear Eagle F1 и Hankook Ventus S1 evo Z), стоит и Continental SportContact 7. Но если учесть, что он всё-таки оказался лучшим, покупка этих покрышек и получается самой выгодной.

Ссылка на основную публикацию