Для любого автомобилиста вопрос покупки шины для любимого коня гораздо более актуален, чем выбор собственной зимней обуви. Если на юге многие круглый год ездят на всесезонке или используют её в качестве зимней шины, то на севере выбор встаёт между шипами и липучкой – зимней нешипуемой (фрикционной) шиной, которая в большом ассортименте представлена в любом магазине. Так что же выбрать для холодной и снежной зимы, какие модели наиболее достойны нашего внимания?
Извечный вопрос – что лучше
Нюансы выбора резины
Зимней шину делает не только более активный и рельефный протектор, но и состав резины, сдобренный силикой и другими добавками так, чтобы верхний слой покрышки на морозе оставался мягким. Выпускают зимнюю авторезину как в нешипуемом варианте, так и в шипованном, хотя многие модели шин снабжаются шипами вовсе не на заводе.
Hankook: пока что без шипов
На заметку: При продаже шин на экспорт многие производители (особенно азиатские) предусматривают в покрышках отверстия под шипы, а непосредственно их установку производят крупные дилеры в собственных цехах. Такой подход позволяет снизить стоимость резины, что является огромным плюсом и основным критерием выбора для большинства покупателей.
Но иногда некачественно установленные шипы имеют свойство выпадать, что создаёт автовладельцу немало проблем. Столкнувшиеся с таким явлением водители возвращаются с претензиями в магазин, да и вовсе подумывают о том, что с липучкой было бы меньше проблем. Правда, многие ошибочно принимают за липучку всесезонную шину, и это глубокое заблуждение.
Картина маслом — половины шипов нет
Разберёмся, насколько лучше и в каких условиях ведёт себя шипованная и фрикционная шина, взяв за основу своего рассказа тесты, проведённые в октябре 2020 года шведским журналом Vi Bilagare. Соревнования проводились отдельно для шипованных шин, и отдельно на нешипуемых, хотя размер использовался один – 205/60 R16.
Рассмотрим, какие модели приняли участие в тестах и что они оказались способны. В заключение, сравнив лучшие достижения победителей, сделаем вывод, что лучше – липучка или шиповка.
Шипованные покрышки
Тестирование шипованных шин проводилось в два этапа. На трассе принадлежащего Pirelli полигона, расположенного на территории Швеции немного южнее полярного круга, оценивались ходовые качества покрышек на льду и рыхлом снегу. Способность шин работать на сухой и мокрой поверхности (зима зиме рознь, бывают и такие условия) оценивали тоже в Швеции, но на принадлежащем Gislaved треке в Эльвсбюне.
Участники и их результаты
В соревнованиях приняли участие семь производителей, один из которых – а именно: Nokian, представил не только премиальную резину из линейки Hakkapeliitta (9 поколение) из Финляндии, но и бюджетный вариант Nordman 7, сделанный в России. Они заняли третье и шестое места соответственно.
Участники от Nokian: Hakkapeliitta 9 и Nordman 7
Немецкий Continental представил свою модель IceContact 3, которая по совокупности оценок заняла почётное второе место. Российского производства оказался не только Nordman 7. Это ещё две модели европейских компаний, разместивших у нас свои производства, это: Michelin X-Ice North 4 и Pirelli Ice Zero 2. Мишлен стал победителем данного соревнования, Пирелли оказалась пятой.
Michelin X-Ice North 4 и Pirelli Ice Zero 2 — европейская резина с российской пропиской
От азиатских производителей в тесте участвовали: южнокорейский Hankook Winter i*pike RS2 (W429), занявший четвёртое место; японская Toyo Observe Ice-Freezer и индонезийская GT Radial IcePro 3 (7 и 8 места соответственно).
Основная борьба, как водится, развернулась между общепризнанными лидерами: Nokian, Continental и Michelin, который и занял первое место, получив наиболее высокие баллы во всех ледовых дисциплинах. Кроме того, Michelin X-Ice North 4 показала самый низкий уровень шума, что обусловлено конструкцией шипов и их более мелкими размерами. На сухом покрытии эта шина тоже стала лучшей, однако на мокрой дороге уступила даже аутсайдеру GT Radial.
Наивысший балл в управляемости на снегу получила Hakkapeliitta 9 – в этой дисциплине только она получила максимальные 10 баллов. В торможении на снегу такой же балл получили пять участников. Трое отставали: занявшие два последних места Toyo и GT Radial, и иже с ними Pirelli. Зимние модели Pirelli вообще никогда звёзд с неба не хватали соревнованиях, шины этого бренда гораздо лучше в летнем исполнении — особенно скоростные, категории UHPS.
На заметку: На сцепные качества зимней резины решающее влияние оказывает количество шипов. Наибольшее их количество (255 шт) у Michelin и Hankook; у Nokian 196 шт, у Continental и Pirelli по 190 шт. У остальных, занявших три последних места, 128-134 штуки – отсюда и невысокие результаты в ледовых дисциплинах.
На мокрой дороге высший балл (10) тоже получил всего один участник — GT Radial. Это было его лучшее достижение, результаты тестов на льду на снегу были откровенно провальными. Плюс ко всему большой расход топлива и высокая шумность – отсюда и последнее место.
Нешипуемая зимняя резина (липучка)
На тех же полигонах, на которых испытывали шипованную шину, провели и соревнования для фрикционных покрышек. Носителем шин в основном был VW GOLF, размер всё тот же: 205/60 R16. Как всегда, в соревновании принимали лучшие европейские бренды, хотя производственные мощности и многих из них располагаются в Юго-Восточной Азии. Оценивались качества участников в тех же дисциплинах, что и в случае с шипованной резиной, и вот какими получились результаты.
Модели-участницы
Continental VikingContact 7 – победителя нужно знать в лицо
Участников в данном тесте было тоже восемь, и вот как они расположились в турнирной таблице:
Бронзовые призёры: Goodyear Ultra Grip Ice2 и Pirelli IceZero FR
Лучшие достижения двух соревнований — заключение
Вот теперь, сравнив лучшие достижения двух соревнований, мы и можем составить себе представление, на что способна шипованная и фрикционная резина. Более выгодные позиции выделены жирным шрифтом:
Дисциплины соревнований | Лучшие показатели — сравнение | |
Шипованная резина | Фрикционные покрышки | |
Разгон на льду с 5 до 15 км/ч | 1,89 сек | 2,35 сек |
Торможение на льду с 15 до 5 км/ч | 3,43 м | 2,54 м |
Управляемость на льду | 51,23 сек | 48,82 сек |
Аквапланирование | 64,6 км/ч | 73,3 км/ч |
Торможение на мокром асфальте с 80 до 5 км/ч | 33,87 м | 34,41 м |
Торможение на сухом асфальте с 80 до 5 км/ч | 29,88 м | 28,69 м |
Разгон на снегу с 5 до 35 км/ч | 3,62 сек | 4,15 сек |
Торможение на снегу с 5 до 35 км/ч | 10,5 м | 11,3 м |
Управляемость на снегу | 74,62 сек | 72,25 сек |
Сравнивая показатели лидеров соревнования, мы получаем наглядное подтверждение, что липучка разгоняется на льду дольше, но тормозит и управляется быстрее. Оказавшись на мокрой дороге, она гораздо лучше сопротивляется аквапланированию и практически не уступает шиповке в дине тормозного пути. На сухом покрытии показатели торможения у липучки лучше, а вот на снегу она уступает в этом шиповке.
На льду и снегу шипованная резина однозначно чувствует себя лучше. Её выбор предпочтителен для холодной местности, где снег лежит, не тая 6 месяцев в году. Даже в крупных городах, где зимой регулярно чистят дороги, всегда есть дворы с огромными сугробами и наледью, где автомобиль может попасть в очень некомфортное положение. При необходимости экстренного торможения, даже 10 см тормозного пути, которые выигрывают шипованные покрышки, могут не только обеспечить целостность автомобиля, но и спасти чью-то жизнь.