Покрышки для колёсной спецтехники

Шина не является прерогативой лишь для легковых машин, ведь в современной жизни используется огромное разнообразие и специальной колёсной техники. Покрышки здесь играют не последнюю роль, так как от неё зависят не только тормозные характеристики, управляемость и устойчивость транспортного или грузоподъёмного средства, но и экономичность эксплуатации, комфорт управляющего им машиниста. Рассмотрим, что представляют собой покрышки для спецтехники, как классифицируются и за счёт чего им обеспечивается высокая прочность и долговечность.


Шины с разным типом протектора

Особенности специальных шин

Современные шины, особенно грузовые и специальные, чрезвычайно сложны конструкционно, в их составе может оказаться более сотни компонентов. Решающую роль играет, конечно же, рецепт резиносмеси, однако при выборе модели покрышек для техники необходимо учитывать и массу иных нюансов.

Важна функциональность машины, рельеф местности и качество дороги, климатические особенности — на основании этих условий и подбирается конструктив каркаса шины и рисунок протектора.

Хорошая шина должна обладать высокой устойчивостью к износу, выдерживать высокое давление от веса техники, быть прочной и одинаково надёжной при разных температурах окружающей среды. При изготовлении шин специального назначения, любой производитель стремится улучшить такие качества:


Одной машине может понадобиться и несколько видов покрышек

Классификационные отличия покрышки для спецтехники

В мире существует четыре системы классификации шин, придуманных наиболее активными странами-производителями этого продукта:

Ими же пользуются остальные страны и континенты, отдавая предпочтение той классификации, что им ближе и удобнее. Россия издавна применяет американскую систему TRA, в которой маркировка осуществляется в дюймах. Главным классификационным признаком в ней является вид техники, для которой покрышки предназначены.


Колёсный асфальтоукладчик

Вот как выглядит базовый перечень категорий транспорта, на который делают специальные шины:


Колёсный автокран

Функциональный диапазон специальной техники очень широк, а так как условия её эксплуатации разные, соответственно применяются и разные типы протектора. Взять, к примеру, карьерную технику из категории Е, для которой разработано несколько вариаций протекторного рисунка:

Точно так же разделение по степени проходимости протектора применяется и в других категориях шин. В том числе, он бывает и гладкий — с большой глубиной для бульдозеров и погрузчиков, и с малой глубиной для пневматических шин дорожных катков.

Конструкционные отличия

Первое, на что нужно обращать внимание при выборе шины для специальной техники – это её конструкция. Она зависит от взаимного расположения нитей корда в смежных слоях, и бывает диагональной и радиальной.


Два конструкционных варианта колёсных шин

Все слои шины из металлических нитей

Примечание: О возможности вторичной нарезки протектора производитель уведомляет потребителя надписью Regroovable на боковине покрышки для спецтехники.

В целом радиальная конструкция каркаса обеспечивает такую работу шины, при которой боковины независимы от протектора, и не передают ему деформационные нагрузки. Соответственно, пятно контакта, находящее под нагрузкой, не подвергается смещениям, и может обеспечивать лучшее сцепление с грунтом и более высокие тяговые характеристики при меньшем износе и высоком внутрибалонном давлении.

Типы протектора

Тип протектора тоже зависит от назначения техники, и вот по каким критериям его различают:

Категория шин Комментарий по применяемости

Рулевые
Шины предназначены для установки на рулевую ось, и обычно имеют более крупный формат, обеспечивающий хорошую устойчивость.

 

 

 


Ведущие
Эти покрышки устанавливают на ведущую ось (одну ось или несколько, как на фото). Внешне шины могут и не отличаться, но ведущие имеют усиленный каркас для восприятия основной нагрузки.

Универсальные
Такие покрышки могут устанавливаться на любую ось, и имеют протектор, предназначенный для твёрдого грунта или асфальта.

 

 


Магистральные
Магистральные покрышки обычно имеют шоссейный тип рисунка, так как предназначены для езды на дальние расстояния. Их отличием является повышенная норма слойности, лучшая курсовая устойчивость и управляемость.

 

 


Региональные
Эти шины одеваются на технику, не выезжающую за пределы региона, и преимущественно работающую грунте. Отличаются высоким уровнем устойчивости к износу, имеют крупный рисунок с глубоким протектором.

 

 


Спецшины – отдельная категория
К этой категории относятся покрышки для сугубо специальной спецтехники, применяемой на лесозаготовках, в карьерах, сельском хозяйстве, земляных работах.

 

 

От чего зависит цена покрышки для спецтехники

Хорошие шины априори не могут быть дешёвыми, и любая компания, имеющая парк спецтехники, тратит на них до 10% от всего бюджета на техническое обслуживание. Если не считать затрат на топливо, это получается самая существенная статья расходов — потому так важен правильный выбор шин.

Однако их дороговизна объясняется объективными причинами, а вовсе не результатом каких-то спекуляций. Всё зависит от стоимости сырья, а хорошая резиносмесь, содержащая натуральный каучук – вещь недешёвая. Сама конструкция шин сложна, многоэтапна и дорога, особенно когда предусмотрен многослойный брекер, да ещё защищаемый бандажом.

Хороший производитель закладывает в модель многократный запас прочности, да ещё и даёт потребителю возможность восстановления – так что по факту, покупая одно колесо, получаешь два. Это очень выгодно любому владельцу техники, и с затратами приходится мириться.

Главное, подбор оптимальной модели и правильная эксплуатация — например, контроль давления в шинах, соблюдение норм загрузки и условий работы.

От давления в баллонах зависит многое. Например, иногда оно должно быть разным на передней и задней оси, или должно меняться через определённые временные промежутки, с учётом трудности выполняемой работы. Если давление ниже нормы, покрышки начинают нагреваться — а это способствует не только быстрому износу протектора, но и увеличивает расход топлива.

Компании, работающие со спецтехникой, наряду с хорошей резиной устанавливают на неё комплекс измерительного оборудования. Оператору хватает одного взгляда на индикаторы, чтобы оценить состояние колёс и при необходимости подкорректировать давление. Производителям же шин остаётся только улучшать состав резиносмесей, придумывать новые эффективные рисунки протектора, да совершенствовать защиту каркаса от повреждений.

Ссылка на основную публикацию