На случай пробоя колеса в дороге в каждом автомобиле автопроизводителем предусмотрен дорожный набор, который состоит из домкрата, балонного ключа и альтернативы пробитому колесу − пятое колесо (запасное). «Запаска» может быть двух видов − полноразмерная либо докатка. О том, как грамотно ездить на каждом из них − ниже.


Что лучше — докатка или полноразмерная шина?
Пробой колеса
О том, что колесо проколото может свидетельствовать:
- Рыскание автомобиля по дороге.
- Увод руля в сторону при разгоне и торможении.
- Резкое падение давления в колесе.
- Покачивание машины по ходу движения.
Что делать при пробое колеса
Нужно встать на обочину и произвести следующие действия:
- Достать из багажника и поставить на дорогу знак аварийной остановки исходя из требования правил дорожного движения.
- Ослабить крепления гаек на проколотом колесе.
- Поднять машину домкратом.
- Снять гайки с колеса, а потом − и само колесо.
- Поставить запасное колесо, зафиксировать его.
- Подкачать до нужного давления и начинать движение.
Движение на полноразмерном запасном колесе
Езда на таком виде пятого колеса не требует каких-либо ограничений и можно поддерживать на ходу высокую скорость. Но, если протектор или типа колеса (например летняя «запаска» при езде зимой) отличаются от тех, которые установлены на автомобиле, то нужно помнить, что в таком случае возникает дисбаланс сцепления с дорогой. Нужно тормозить плавно и не совершать резких маневров во избежание возникновения сносов.
Движение на докатке
Докатка − это своеобразная альтернатива полноразмерному запасному колесу. Она не занимает много места в багажнике и имеет небольшой вес. Протектор, размерность и ширина докатки также существенно отличаются от обычного колеса. Поэтому, начиная движение на докатке, необходимо придерживаться следующих правил:
- Ездить со скоростью не более 90 километров в час.
- Максимально допустимое расстояние, которое можно проехать на докатке − 80 километров.
- Нельзя совершать резкие маневры, разгоны и торможения, ибо докатка имеет маленькое пятно контакта с дорогой. Это существенно влияет на сцепление автомобиля с дорогой.
Итог: Полноразмерное запасное колесо намного предпочтительней докатки, особенно в дальней дороге, где шиномонтаж отсутствует на протяжении многих километров. Докатка же может сэкономить много места в багажнике и мало весит, но недостатки по расстоянию и скорости могут оказаться существенными при езде на продолжительные расстояния. Поэтому, ее лучше использовать при городской эксплуатации.