Применяемый к шине термин «всесезонная» многих наводит на мысль о покупке такого комплекта для круглогодичного использования. А что: не нужно приобретать для машины «сменку», диски под неё, да ещё и тратиться на переобувку. Но если кругом сплошные плюсы, то зачем придумали летнюю и зимнюю шину, и чем всесезонка так уж от них отличается? Разберёмся подробно, что такое всесезонная резина, и как её правильно выбирать.
Что такое всесезонка
Было бы правильнее называть такие шины демисезонными, так как тип протектора у них зимний, а состав резины ближе к летнему.
Примечание: Ездить при отрицательных температурах без зимней резины себе дороже, ведь в аварии всегда виноват тот, у кого покрышки не соответствуют сезону.
Как понять, что перед вами всесезонная резина — особенности маркировки
В зависимости от страны-производителя, на всесезонную шину могут быть нанесены такие маркировки:
Но только этой надписи недостаточно. Если резина действительно всесезонная, на её боковине должна присутствовать маркировка 3PMSF — снежинка, вписанная внутрь контура трёхглавой горы. Это знак, подтверждающий факт наличия высоких сцепных свойств при движении по снегу, и то, что покрышку можно эксплуатировать зимой при отрицательных температурах.
Обратите внимание: Если знака 3PMSF нет, а есть просто надпись M+S (грязь+снег), шина будет хорошо работать в снежной каше, а не в настоящем снегу. Лучше, когда оба знака стоят рядом, как это показано на фото снизу.
Маркировка M+S (она же Mud+Snow), обычно наносится на покрышки с особой конструкцией корда. Слои брекера в ней укладываются в два и более слоя, с направлением стальных волокон не поперёк протектора, а наискосок. Относительно одного слоя к другому нити корда оказываются в противоположном направлении, что даёт шинам повышенную устойчивость к внешнему воздействию.
Примечание: По заверениям производителей покрышки с маркировкой M+S лучше тянут, эффективнее выводят воду из пятна контакта в дорогой. Так ли это в действительности, сказать трудно, так как если нет значка трёхгорной вершины со снежинкой, значит, соответствующих тестов эти покрышки не проходили.
Разница в составах сезонной и всесезонной шины, особенности климатической эксплуатации
Выше уже упоминалось, что всесезонка ближе к зимнему варианту лишь по типу протектора, а состав резины у неё летний, потому что универсальных резиносмесей не бывает. Для лета их делают максимально жёсткими, чтобы в жару резина не плавилась и была максимально устойчива к повышенным температурам.
Грузовики обычно круглый год ездят на всесезонке, потому что у длинномерных машин много колёс и переобувать их сложно. К чему это может привести в сильную жару — а покрышки при движении нагреваются ещё на 20-30 градусов выше температуры окружающей среды — можно видеть на фото снизу.
Для чего же придумали сезонную шину, если всесезонная резина считается универсальной? Любой производитель прекрасно знает, что при -10 градусах эластичность всесезонной резины утрачивается. И если завод находится где-нибудь в Турции или Индонезии, утверждение о круглогодичном использовании делается им, прежде всего, с учётом особенностей собственного климата.
Когда всесезонка может использоваться круглый год
В российских регионах ездить круглогодично на всесезонке можно только при определённых условиях:
Особенности всесезонного протектора
Всесезонная шина предназначена для эксплуатации при околонулевых температурах, поэтому у неё, как и у зимней резины, есть и глубокие канавки, и ламели. Однако у всесезонки недостаточно эластичности, позволяющей этим канавкам самостоятельно очищаться от грязи и снежной каши, как это происходит у зимних шин.
К тому же, хоть у них и схожий рисунок, но глубина протектора у всесезонки обычно мельче и ламелей гораздо меньше — в противном случае на ней проблематично было бы ездить летом. Внешне всё это прекрасно определяется, смотрите на фото снизу, и всё поймёте.
Рейтинг всепогодных шин
И всё же интересно, какие всесезонные шины предлагают производители, и чьи модели показывают наилучшие характеристики? Узнать это можно из результатов тестовых соревнований, которые так часто проводят различные автоклубы и тематические издания.
Правда европейцы, несмотря на довольно мягкий климат многих стран, всегда тестируют отдельно летнюю шину, и отдельно зимнюю. Если всесезонка и принимает участие в их соревнованиях, то только в качестве летней шины. Обычно такие участники проигрывают сезонным моделям в тестах на торможение на сухом асфальте, но нередко показывают лучшие результаты на гравийных покрытиях или в аквапланировании.
Американцы, как большие любители круглогодичной езды на одних и тех же покрышках, проводят соревнования именно для всесезонных шин. Последнее было организовано потребительским обществом Consumer Reports как раз в начале весны 2022 года — в преддверии нового летнего сезона. Соревнования проводились поэтапно для шин разного класса: touring (НТ); performance (HP); скоростные Ultra High Performance (UHP); для внедорожников (SUV); для пикапов (Н/L).
Лучшие и худшие в классе touring
Слово touring переводится, как «туристический». Шины этого класса не стремятся к высоким скоростям, для них наиболее важны ходовые характеристики: торможение, сцепление износостойкость.
В Америке народ любит путешествовать, люди даже живут в домах на колёсах, поэтому покрышки touring весьма востребованы. В тесте приняло участие 8 моделей: их список и расстановку мест можно видеть в таблице. Все производители известны, все эти модели продаются и у нас, так что вполне можно на выбор ориентироваться по итогам этого теста.
Наилучшие оценки: тёмно-зелёный значок с двумя стрелками, были выставлены всего три раза за все этапы соревнований. Их получили BFGoodrich Advantage Control за сопротивление аквапланированию; Firestone WeatherGrip за тягу на снегу; Firestone All Season за сопротивление качению. Но так как у них же по некоторым дисциплинам оказались и самые низкие оценки, эти участники дружно расположились на нижних ступенях таблицы.
Лучшими с разницей всего в один балл оказался французский Michelin Defender T+H (лидером является уже несколько лет) и американский General Tire Altimax RT43. У них недочёты тоже были, но в меньшем количестве, чем у других участников. Обратите внимание, что в соревновании на мокрой дороге положительную оценку получил всего один участник, в торможении на льду — два.
Лучше всего шины touring работали на сухой дороге и на снегу, но плохо на мокром покрытии, что говорит о том, что они и не летние, и не полноценно зимние. Оценивался и комфорт езды: в этой дисциплине тоже оказалась всего одна положительная оценка, но и та не у победителя.
Тесты моделей класса HP и UHP
Шины класса High Performance обозначают их высокие технические характеристики, дающие возможность выдерживать большие скорости. Соответственно, такая шина должна хорошо удерживать машину в процессе маневрирования, и обычно предназначена только для асфальта — ведь скорость и грунтовая дорога несовместимы. Группа шин HP и UHP среди легковых седанов и хэтчбеков наиболее обширная, поэтому и участников было гораздо больше.
Перечислять все 17 моделей не имеет смысла, потому что 8 из них получили в целом больше плохих оценок, чем хороших. Общая картина всё та же: все участники (даже аутсайдеры) отлично показали себя в аквапланировании, и почти все хороши на сухой дороге — но на мокром покрытии и на льду были сплошные проблемы. Ниже мы представили турнирную таблицу, в ней видно всё как на ладони:
Победителем в этом классе тоже стал Michelin, только другая модель — CrossClimate 2, которая получила наибольшее количество баллов. Чуть хуже в торможении показали себя Континенталь, Ханкук, Дженерал и Вредештейн, но результаты у них неплохие, и организаторы рекомендуют их к использованию.
В соревнованиях среди шин класса UHP ситуация вообще плачевная. Из 13 участниц более-менее хорошо показали себя, и рекомендуются к использованию всего три модели: Goodyear Eagle Exhilarate; Michelin Pilot Sport A/S 3+ и General Tire G-Max AS-05. Однако и они не тянули на снегу, неважно тормозили на льду, оказались некомфортными и плохо сопротивлялись качению. Как говорится: за неимением лучшего…
Всесезонная резина для внедорожников и пикапов
Отличительной особенностью шин этого класса является то, что они предназначены для более тяжёлых автомобилей и должны выдерживать больше нагрузок. А если учесть, что эксплуатируют такие машины не только на городских дорогах, но и на полном бездорожье, то и протектор у них будет иметь совсем другой рисунок, позволяющий ездить по каменистой дороге или по грязи.
Для таких дорог требуются шины с множеством разделённых канавками гладких шашек. На льду подобный протектор бесполезен, поэтому ледовый тест для таких покрышек и вовсе не проводился.
В остальных тестах ничего нового не было: участники всё так же показывали отличные результаты в аквапланировании, хотя (за исключением двоих) плохо тормозили на мокрой дороге. Но, в отличие от соревнований шин в других категориях, внедорожные шины показали наилучшее сопротивление качению и низкую шумность. Победителем в этой категории участников тоже стал Мишлен.
Примерно та же картина была и в тестовой таблице для пикапов. Однако если среди внедорожных моделей в торможении на сухой дороге хорошие оценки получили три участника, то из шин для пикапов — вообще никто. А ведь мало того, что эта машина и сама тяжёлая, так ещё и на определённую грузоподъёмность рассчитана, тут есть о чём задуматься. Так что, если вы счастливый обладатель Mitsubishi L200 или Volkswagen Amarok — делайте выводы.
Заключение
Способности покрышек к тяге, передвижению по грунтовой дороге или грязи зависит от типа протектора. Но мы видим в таблицах, что даже те участники, которые хорошо чувствовали себя в снегу, на мокрой дороге показали просто провальные итоги.
Результаты представленного теста лучше всяких слов доказывают, что шина не может одинаково хорошо работать как на сухой дороге, так и на мокрой — и уж тем более, не имея специального состава резиносмеси, не может адекватно вести себя на обледеневшем покрытии.