Что такое всесезонная резина, как её правильно выбирать и эксплуатировать

Применяемый к шине термин «всесезонная» многих наводит на мысль о покупке такого комплекта для круглогодичного использования. А что: не нужно приобретать для машины «сменку», диски под неё, да ещё и тратиться на переобувку. Но если кругом сплошные плюсы, то зачем придумали летнюю и зимнюю шину, и чем всесезонка так уж от них отличается? Разберёмся подробно, что такое всесезонная резина, и как её правильно выбирать.


Разные типы всесезонных шин

Что такое всесезонка

Было бы правильнее называть такие шины демисезонными, так как тип протектора у них зимний, а состав резины ближе к летнему.


Цепи на шинах — нонсенс современности

Примечание: Ездить при отрицательных температурах без зимней резины себе дороже, ведь в аварии всегда виноват тот, у кого покрышки не соответствуют сезону.

Как понять, что перед вами всесезонная резина — особенности маркировки

В зависимости от страны-производителя, на всесезонную шину могут быть нанесены такие маркировки:

Но только этой надписи недостаточно. Если резина действительно всесезонная, на её боковине должна присутствовать маркировка 3PMSF — снежинка, вписанная внутрь контура трёхглавой горы. Это знак, подтверждающий факт наличия высоких сцепных свойств при движении по снегу, и то, что покрышку можно эксплуатировать зимой при отрицательных температурах.

Обратите внимание: Если знака 3PMSF нет, а есть просто надпись M+S (грязь+снег), шина будет хорошо работать в снежной каше, а не в настоящем снегу. Лучше, когда оба знака стоят рядом, как это показано на фото снизу.


Маркировки, подтверждающие всесезонность шины

Маркировка M+S (она же Mud+Snow), обычно наносится на покрышки с особой конструкцией корда. Слои брекера в ней укладываются в два и более слоя, с направлением стальных волокон не поперёк протектора, а наискосок. Относительно одного слоя к другому нити корда оказываются в противоположном направлении, что даёт шинам повышенную устойчивость к внешнему воздействию.


Цветом показаны слои брекера, и на них видно диагональное направление волокон

Примечание: По заверениям производителей покрышки с маркировкой M+S лучше тянут, эффективнее выводят воду из пятна контакта в дорогой. Так ли это в действительности, сказать трудно, так как если нет значка трёхгорной вершины со снежинкой, значит, соответствующих тестов эти покрышки не проходили.

Разница в составах сезонной и всесезонной шины, особенности климатической эксплуатации

Выше уже упоминалось, что всесезонка ближе к зимнему варианту лишь по типу протектора, а состав резины у неё летний, потому что универсальных резиносмесей не бывает. Для лета их делают максимально жёсткими, чтобы в жару резина не плавилась и была максимально устойчива к повышенным температурам.

Грузовики обычно круглый год ездят на всесезонке, потому что у длинномерных машин много колёс и переобувать их сложно. К чему это может привести в сильную жару — а покрышки при движении нагреваются ещё на 20-30 градусов выше температуры окружающей среды — можно видеть на фото снизу.


Покрышки на грузовике расплавились от жары

Полиуретановые накладки на нешипованные колёса

Для чего же придумали сезонную шину, если всесезонная резина считается универсальной? Любой производитель прекрасно знает, что при -10 градусах эластичность всесезонной резины утрачивается. И если завод находится где-нибудь в Турции или Индонезии, утверждение о круглогодичном использовании делается им, прежде всего, с учётом особенностей собственного климата.

Когда всесезонка может использоваться круглый год

В российских регионах ездить круглогодично на всесезонке можно только при определённых условиях:

Особенности всесезонного протектора

Всесезонная шина предназначена для эксплуатации при околонулевых температурах, поэтому у неё, как и у зимней резины, есть и глубокие канавки, и ламели. Однако у всесезонки недостаточно эластичности, позволяющей этим канавкам самостоятельно очищаться от грязи и снежной каши, как это происходит у зимних шин.

К тому же, хоть у них и схожий рисунок, но глубина протектора у всесезонки обычно мельче и ламелей гораздо меньше — в противном случае на ней проблематично было бы ездить летом. Внешне всё это прекрасно определяется, смотрите на фото снизу, и всё поймёте.


Слева всесезонная резина, а справа зимняя фрикционная

Рейтинг всепогодных шин

И всё же интересно, какие всесезонные шины предлагают производители, и чьи модели показывают наилучшие характеристики? Узнать это можно из результатов тестовых соревнований, которые так часто проводят различные автоклубы и тематические издания.

Правда европейцы, несмотря на довольно мягкий климат многих стран, всегда тестируют отдельно летнюю шину, и отдельно зимнюю. Если всесезонка и принимает участие в их соревнованиях, то только в качестве летней шины. Обычно такие участники проигрывают сезонным моделям в тестах на торможение на сухом асфальте, но нередко показывают лучшие результаты на гравийных покрытиях или в аквапланировании.

Американцы, как большие любители круглогодичной езды на одних и тех же покрышках, проводят соревнования именно для всесезонных шин. Последнее было организовано потребительским обществом Consumer Reports как раз в начале весны 2022 года — в преддверии нового летнего сезона. Соревнования проводились поэтапно для шин разного класса: touring (НТ); performance (HP); скоростные Ultra High Performance (UHP); для внедорожников (SUV); для пикапов (Н/L).

Лучшие и худшие в классе touring

Слово touring переводится, как «туристический». Шины этого класса не стремятся к высоким скоростям, для них наиболее важны ходовые характеристики: торможение, сцепление износостойкость.

В Америке народ любит путешествовать, люди даже живут в домах на колёсах, поэтому покрышки touring весьма востребованы. В тесте приняло участие 8 моделей: их список и расстановку мест можно видеть в таблице. Все производители известны, все эти модели продаются и у нас, так что вполне можно на выбор ориентироваться по итогам этого теста.


Таблица тестов для моделей класса touring

Наилучшие оценки: тёмно-зелёный значок с двумя стрелками, были выставлены всего три раза за все этапы соревнований. Их получили BFGoodrich Advantage Control за сопротивление аквапланированию; Firestone WeatherGrip за тягу на снегу; Firestone All Season за сопротивление качению. Но так как у них же по некоторым дисциплинам оказались и самые низкие оценки, эти участники дружно расположились на нижних ступенях таблицы.

Лучшими с разницей всего в один балл оказался французский Michelin Defender T+H (лидером является уже несколько лет) и американский General Tire Altimax RT43. У них недочёты тоже были, но в меньшем количестве, чем у других участников. Обратите внимание, что в соревновании на мокрой дороге положительную оценку получил всего один участник, в торможении на льду — два.

Лучше всего шины touring работали на сухой дороге и на снегу, но плохо на мокром покрытии, что говорит о том, что они и не летние, и не полноценно зимние. Оценивался и комфорт езды: в этой дисциплине тоже оказалась всего одна положительная оценка, но и та не у победителя.

Тесты моделей класса HP и UHP

Шины класса High Performance обозначают их высокие технические характеристики, дающие возможность выдерживать большие скорости. Соответственно, такая шина должна хорошо удерживать машину в процессе маневрирования, и обычно предназначена только для асфальта — ведь скорость и грунтовая дорога несовместимы. Группа шин HP и UHP среди легковых седанов и хэтчбеков наиболее обширная, поэтому и участников было гораздо больше.

Перечислять все 17 моделей не имеет смысла, потому что 8 из них получили в целом больше плохих оценок, чем хороших. Общая картина всё та же: все участники (даже аутсайдеры) отлично показали себя в аквапланировании, и почти все хороши на сухой дороге — но на мокром покрытии и на льду были сплошные проблемы. Ниже мы представили турнирную таблицу, в ней видно всё как на ладони:


Тестовая таблица для шин класса НР

Победителем в этом классе тоже стал Michelin, только другая модель — CrossClimate 2, которая получила наибольшее количество баллов. Чуть хуже в торможении показали себя Континенталь, Ханкук, Дженерал и Вредештейн, но результаты у них неплохие, и организаторы рекомендуют их к использованию.

В соревнованиях среди шин класса UHP ситуация вообще плачевная. Из 13 участниц более-менее хорошо показали себя, и рекомендуются к использованию всего три модели: Goodyear Eagle Exhilarate; Michelin Pilot Sport A/S 3+ и General Tire G-Max AS-05. Однако и они не тянули на снегу, неважно тормозили на льду, оказались некомфортными и плохо сопротивлялись качению. Как говорится: за неимением лучшего…


Оценки шин класса UHP

Всесезонная резина для внедорожников и пикапов

Отличительной особенностью шин этого класса является то, что они предназначены для более тяжёлых автомобилей и должны выдерживать больше нагрузок. А если учесть, что эксплуатируют такие машины не только на городских дорогах, но и на полном бездорожье, то и протектор у них будет иметь совсем другой рисунок, позволяющий ездить по каменистой дороге или по грязи.

Для таких дорог требуются шины с множеством разделённых канавками гладких шашек. На льду подобный протектор бесполезен, поэтому ледовый тест для таких покрышек и вовсе не проводился.

В остальных тестах ничего нового не было: участники всё так же показывали отличные результаты в аквапланировании, хотя (за исключением двоих) плохо тормозили на мокрой дороге. Но, в отличие от соревнований шин в других категориях, внедорожные шины показали наилучшее сопротивление качению и низкую шумность. Победителем в этой категории участников тоже стал Мишлен.


Результаты тестов для внедорожных шин

Примерно та же картина была и в тестовой таблице для пикапов. Однако если среди внедорожных моделей в торможении на сухой дороге хорошие оценки получили три участника, то из шин для пикапов — вообще никто. А ведь мало того, что эта машина и сама тяжёлая, так ещё и на определённую грузоподъёмность рассчитана, тут есть о чём задуматься. Так что, если вы счастливый обладатель Mitsubishi L200 или Volkswagen Amarok — делайте выводы.


Итоговая таблица тестов шин для пикапов

Заключение

Способности покрышек к тяге, передвижению по грунтовой дороге или грязи зависит от типа протектора. Но мы видим в таблицах, что даже те участники, которые хорошо чувствовали себя в снегу, на мокрой дороге показали просто провальные итоги.

Результаты представленного теста лучше всяких слов доказывают, что шина не может одинаково хорошо работать как на сухой дороге, так и на мокрой — и уж тем более, не имея специального состава резиносмеси, не может адекватно вести себя на обледеневшем покрытии.

Ссылка на основную публикацию